19.08.2013

Блогпост: Прошел Serious Sam 3: BFE


Прошел таки я Serious Sam 3: BFE. Можно считать, что фанатский цикл наконец восполнен. Конечно, знакомство с игрой у меня вышло поздноватое, но так уж получилось: все это время сидел за устаревшей машиной, которая не то что третью часть - SS2 с тормозами запускала. Лишь один раз до этого я играл в первый уровень СС3 у друга, но дальше него так и не проходил.

А сегодня наконец всё. Закончилось моё путешествие по бескрайним египетским просторам. Что я могу сказать прежде всего? Ну, для начала, что перепроходить эту игру я не сяду еще как минимум месяц, разве что только в коопе. Стоит ли говорить, что всё прохождение заняло у меня почти 13 часов и растянулось в общей сложности на неделю? Сколько же было затрачено нервов и сил - боюсь даже предположить, но игра меня вымотала. Впрочем, это сейчас так кажется, и, думаю, по прошествии бОльшего времени, когда всё нутро придет в себя, мои мысли изменятся.

Начну с того, что игра мне понравилась. Дальше, в принципе, можно не читать, если вы не любите длинные посты с разведением демагогии и псевдоэкспертные изыскания о том, что в игре хорошо и что плохо, хоть я и постараюсь обойтись без этого. Игра оказалась вполне веселой, в меру сложной и, что важно, запоминающейся. Проходил я её на среднем уровне сложности (Человек), примерно 13 часов, в основном ради первого ознакомления и погружения в атмосферу, а потому секреты, пасхалки, многочисленные граффити и прочие приятные мелочи упустил в приличном кол-ве.


Честно говоря, было довольно сложновато. То ли я отвык от Сэма, то ли просто занубел, но игра показалась жутко хардкорной, и моментов, когда хотелось садануть по клавиатуре с зубовным скрежетом и рявкнуть "Ну как же так, сука!" было предостаточно. Игра довольно медленно разгоняется в плане экшена и фана, так что, как и писали во многих рецензиях на игровых сайтах, главной задачей было вытерпеть унылую городскую часть и добраться до пустынь - там уже начинается более-менее приличный сэмовский геймплей, выдают хорошее оружие и кол-во врагов на квадратный метр увеличивается вдвое. Тем не менее, мне показалось, что Кротимы как-то поскупились сделать геймплей, присущий "Пришествиям", а потому играется это... ну, не так уж энергично и захватывающе. Честно говоря, СС3 играется даже не как Serious Sam, а как Doom или Квака - там тоже всё было как-то размеренно, но на рефлексах, и с не такими уж и большими горстками врагов.

Вообще, Serious Sam 3 я бы даже мог назвать куда более тактическим шутером, чем предыдущие части, т.к. здесь приходится куда чаще и больше задумываться о том, как вести бой. Тактика и стратегия боя выведена на уровень выше - ты постоянно в движении, и только успеваешь просчитывать ситуацию: куда побежать дальше, какого врага снять первым, из какого оружия, какой противник будет следующим, куда пойдет тот или иной монстр, сколько ХП могут снять и где взять ближайшую аптечку, и т.д.. По большей части способствуют этому хороший размер уровней и враги, которые заметно поумнели: теперь они не собираются в большие толпы, умеют держаться на расстоянии, вихляются из стороны в сторону, прячутся за укрытиями и прочее, и прочее. К сожалению, это, пожалуй, больше минус, чем плюс игры. Дело в том, что в погоне за улучшением ИИ врагов, Кроты утеряли ту самую эпичную массовость атак, то самое "коллективное сознание Борга", которое являлось ключевой геймплейной фичей самой первой части SS. Раньше, в классических частях, можно было легко наспавнить на себя несколько десятков камикадзе, гарпий или клиров, а затем привычным бегом "вперед спиной" собрать их всех в одну тесную и могучую кучку, достать рокетлаунчер или пушку и со смачным чавканьем (и, как правило, эстетическим причмокиванием в реале) разорвать их всех на британский флаг. В третьем Сэме этой кучности почему-то нет. Разве что паучки да ракетчики еще способны организовываться в группировки и вести наступление грудью на амбразуру, но это капля в море.

Вдобавок к этому, стоит также выделить тот факт, что в игре слишком много так называемых "хитскан"-врагов. Говоря по-русски - это кэмперы, противники, которые как правило стоят шагах в пятидесяти от вас и лупят чрезвычайно точным прицельным огнем из автоматов/пулеметов/файерболами. В третьем Сэме кол-во таких хитсканов просто зашкаливает. Серьезно, гребаные арахноиды, зомби-автоматчики, технополипы и хнумы будут сниться мне в кошмарах, ибо они успели по полной выбесить меня во время игры. Самое хреновое, что они выносят приличное кол-во здоровья, а аптечки в новом Сэме - непозволительная редкость. Именно эти твари являлись наибольшей причиной того, почему я бугуртил в некоторых моментах игры и из-за чего она и показалась мне довольно хардкорной. Надеюсь в Serious Sam 4 Кроты одумаются и вернутся на путь истинный, отринув ересь в виде трусливых монстров, не умеющих в лобовую атаку.

Хотя, не так уж всё и плохо - во всяком случае, с внешним видом у противников все в порядке, за что стоит благодарить Степана Шеича, который занимался их дизайном. Монстрики выглядят вполне убедительно, особенно порадовали ведьмы (очень приятное личико), хнумы (самые эмоциональные враги, ибо корчить такие рожи и фигуры - это нужно уметь), пауки и скрэпджеки. Анимации, озвучка - всё на высоком уровне. Правда клиры - сраные мудаки, которые стали злее и быстрее, за что им моя персональная ненависть и желание сдохнуть всему их роду...

Движок порадовал отличной и вполне оптимизированной картинкой. Кол-во деталей и о-о-огроменные масштабы уровней просто поражают, не зря каждая карта занимает около часа в прохождении, а если обыскивать все уголки и секреты, то наверное приплюсуется еще часик-другой. Однако и тут не обойдется без ложки дегтя: при всем потенциале движка, левелдизайнерам нужно дать по шее за то, что они умудрились изговнякать всю игру бесконечными серыми, бетонными коробками, однообразными храмами и гробницами, и отсутствием ярких красок! Глаз порадовали только несколько уровней в середине игре, в основном в пустыне, особенно "Затерянные храмы Нубии", в которых присутствует удивительно чистый, желтенький и зернистый песок, чистое небо, водичка, зеленая травка и вообще цвета и кавай, пусть и всё-равно несколько однообразный. Ах да, и Сирианские комнаты конечно; ради атмосферы, которая царит в комнатах с генераторами "Гор" и "Анубис", я игре всё и простил (Санька-Сепульчер, ты был прав кстати).

Сюжет тоже порадовал - он серьезный, он продуманный, у него есть двойное дно, и это радует. Радует атмосфера постоянного пиздеца - казалось бы, вот-вот всё пойдет как надо, но, увы - снова ракета, снова взрыв, снова Сэм куда-то падает... Правда мне показалось, что Кроты постеснялись развернуться пошире и многие второстепенные персонажи, места, события и объекты остались нераскрытыми. Например, сцена, где Сэм и Уилсон летят на вертолете над пустыней, домой, на базу, и говорят о жизни. Черт знает почему, но слова пилота "Раньше я ненавидел простые вылеты. А сейчас радуюсь, что везу тебя на базу" задели меня за живое. Это, пожалуй, самый искренний и грустный момент во всей игре, когда создалось явственное ощущение, что герои - живые, что им есть что рассказать, что вспомнить, но судьба их незавидная. Я искренне ждал (хоть и знал все заранее), что разговор в кат-сцене будет подольше, с каким-то намеком, с какой-то тонкой жизненной исповедью этого простяцкого, бывалого летчика, внешностью жутко смахивающего на Лемми Килмистера, простяцкому бывалому солдату Сэму. Но... театр абсурда, который Кроты всегда практиковали в своих играх, издеваясь над шутерами с сюжетом, и тут попортил все карты. А может быть, в этом есть и другая ирония, более горькая - что порой в жизни обстоятельства идут против нас, в результате чего мы не успеваем сделать и сказать всё, что задумали. В этом есть великая пакость жизни: в погоне за временем, мы едва успеваем к достижению цели, жертвуя чем-то памятным или дорогим.

Что-же касается неотъемлемой части игры, за которую я волновался больше всего - то бишь музыка - то с ней все в порядке. Глупо было бы сомневаться в таланте Дамьяна и Андеркодов и в том, что их музыка не подойдет к игре. Кстати, файты Ивана мне доставили куда больше файтов Дамьяна - более живые и резвые, добавляют темп сражениям с мини-боссами (пусть те и оказались неоригинальными). А Дамьяна мне даже немного жаль: по моему, ему не удалось раскрыть всю мощь своего музыкального таланта на полную, т.к. игра весьма ограниченная в плане разнообразия, и если бы она была менее серьезная, а локации ограничились не только Египтом, то, чувствую, мы бы услышали еще более эпичные и жанрово-разнообразные треки, хоть всё и так прекрасно.

Я не буду говорить пафосных вещей о том, что это "великое возвращение великого героя", "то, чем следовало быть Дюку Нюкему" и ставить 10 жирных Антонов из 10. Просто скажу, что игра меня порадовала. Она не идеальна, она уступает кое в чем классическим "Пришествиям" и даже Serious Sam 2, но в чем-то она же и уделывает предыдущие игры серии. Она сделана по олдскульному, пусть и с небольшой оглядкой на современность, но в любом случае никто в ближайшие, эммм, ну как минимум пять лет, не делал игр подобного уровня и не давал игроку столь энергичного пинка под зад хорошей дозой адреналиновой стрельбы. Хорошая новая часть хорошей игровой серии, которая имеет всё право быть в золотом пантеоне must-play шутеров. Я получил большое удовольствие от этой игры, и после её прохождения у меня осталось много интересных эмоций, много вещей, над которыми стоит поразмышлять, а также желание пощупать кооператив и когда-нибудь повторно пройти кампанию (а также DLC "Jewel of the Nile") ради поиска всех секретов, нычек, пасхалок и дополнительных впечатлений.

0 коммент.:

Отправить комментарий