26.05.2019

На распутье — о комьюнити и переменах

Признаюсь, что я давно перестал публиковать в собственном блоге новые посты, и даже подчас забываю о том, что у меня есть такой уголок. Возможно, у меня попросту не осталось времени для такого формата, либо же самих мыслей в былых масштабах стало меньше. Однако, как говорится, приспичило, и темой для нового поста стала одна из вещей, которая довольно долгое время занимает в моей жизни далеко не последнее место.

Так уж получилось, что этот год знаменуется определённым десятилетним рубежом. Прошло десять лет с тех пор, как я влился в сетевое сообщество популярной в узких кругах игровой вселенной Serious Sam. Стаж вроде бы немаленький, особенно если рассматривать этот промежуток в жизни любого человека: за десять лет, к примеру, ребёнок успевает пройти важный путь — рождается, учится ходить, связно говорить (кто-то — даже матом), кто-то познаёт прелесть первой влюблённости, кто-то — первой сигареты (за что как правило получает по шее от старших при первой же возможности). Конечно, в более зрелом возрасте десяток прожитых лет приобретает несколько иной смысл, и чем старше становишься, тем больше сожалеешь об ушедшем времени, которое не вернуть, в особенности о просранных непонятно где и на что годах. Не могу сказать, что десятилетний стаж в сэмовском сообществе я считаю впустую потраченным временем, но, возможно, не всё, что было сделано и пережито с высоты этой колокольни за такой временной промежуток было таким уж занимательным или плодотворным.

Но сначала немного краткой предыстории. 2004 год (15 лет назад, между прочим, ещё одна крупная дата) — год моего первого знакомства с Сэмом. Воспоминания немного притупились, но всё же сохранили основные очертания: лето, я гощу у старшей сестры, которая совсем недавно вышла замуж и родила дочь, зять знакомит с такой штукой как компьютер и трёхмерные игры, а именно — с Will Rock, Need for Speed: Underground и... Serious Sam. Точнее, не совсем с Сэмом, а со штукой под названием "Serious Sam 2 — Мобиос: Последняя планета". Никто тогда, конечно, и знать не знал, что это всего лишь любительский мод, выпущенный пиратами под видом полноценной новой игры, но мы и не жаловались — я-то уж точно. Возможно, лучшего знакомства с Сэмом и нельзя было придумать, во всяком случае учитывая тот факт, что на пиратском рынке в те времена ходила ещё и печально известная "Мумия: В поисках книги Ам-Дуат". Подвернись мне при первом знакомстве именно она, и может быть я сейчас и не писал бы этот пост.

Перемотка на 4 года вперёд. За это время у меня появился свой ПК, трепетно и любовно были найдены и пройдены все остальные, официальные части Сэмов, с окончанием школы впервые появился худо-бедный интернет, благодаря которому я, помимо очевидных первых запросов на тему порнушки, музыки и смешного чтива, естественно попытался найти какие-нибудь места обитания сэмоманьяков. Поиски увенчались успехом: я впервые воочию узрел других поклонников серии. Это была ныне почившая Сэмомания. "Но Фрикник, постой, ты же сказал, что в этом году будет десять лет, как ты в сообществе, однако говоришь, что про Манию узнал ещё в 2008-м?" — спросит некий внимательный, но несуществующий читатель. Всё так, но я не считаю это событие отправной точкой по двум простейшим причинам: во-первых, на Мании в те времена мне зарегистрироваться, увы, не удалось из-за каких-то технических проблем с форумом, в результате чего я несколько лет наблюдал за активностью на сайте исключительно в режиме "read-only"; а во-вторых, посещал я её, как и многие другие сетевые странички в те годы, со значительными временными промежутками.

Зато именно благодаря Мании в 2009 году я узнал про существование Серьёзного Сайта — тогда ещё serioussite.ucoz.ru, — за которым также несколько месяцев следил лишь со стороны, пока осенью всё-таки окончательно там не зарегистрировался. Правда, не под моим нынешним сетевым никнеймом, можете не проверять дату в профиле — то был другой, старый ник. Те, кто его помнят и знают — я за вас рад, а кто не знает — и слава Богу. Главное, что с этого-то момента я и отсчитываю годки пребывания в сообществе Сэма, ведь именно с с-сайта мне удалось влиться в комьюнити, пообщаться и познакомиться с большим количеством интересных людей, многие из которых на долгие годы стали (и до сих пор остаются) моими близкими сетевыми товарищами. За что я и благодарен судьбе и сайту в частности. Оттуда же проросли для меня веточки-дорожки в другие маленькие и большие обиталища сэмоманов по всему миру, с ещё бОльшим количеством новых и даже знаменательных, неожиданных знакомств.

Снова оглядываясь на эти десять лет — безумных, энергичных, классных, тревожных, волнительных, порожистых, — кажется, словно мною была прожита целая альтернативная жизнь, хоть вместе с тем срок и не кажется таким уж большим и определяющим, как я писал про это в самом начале. Да и воспринимается это далеко не с волнительным трепетом, который можно было бы ощутить во время прохода по красной дорожке к личной звезде на Аллее славы. Скорее, наоборот. Возникает чувство дезориентации и лёгкой печали от осознания своего текущего положения в частности и нынешнего положения сообщества, каким его лицезрел все эти годы я, в целом.

Здесь хочется привести один ироничный факт: лет эдак 7 назад в этом же (почти) блоге на почве некоторых дурных и глупых событий на с-сайте я написал нервный пост, полный сожаления и гнева, где, громко хлопая фигуральной дверью и топоча ногами, говорил, что валю к чертям с этого сайта и ноги моей там больше не будет. Глупая ситуация, глупый пост, лукавая и наивная точка зрения, разумеется. Ещё чуть погодя я писал также про то, что с-сайт мне напоминает зомби — оживший труп, порочная форма своего славного живого предшественника, только разлагающаяся и поедаемая червями, от которой скоро останутся лишь рожки да ножки. Грубоватое и недальновидное сравнение, хоть и не лишённое доли правды. Однако оглядываясь сейчас на всё сообщество в целом - не один лишь с-сайт, а всё комьюнити как целый живой пласт или организм, меня вновь подмывает провести некие параллели или сравнения. И если спросите меня сейчас, каким я вижу сэмовское сообщество, я, наверное, отвечу, что оно похоже на море или океан. Огромное пространство, населённое множеством разных организмов, со своим собственным поведением, красивыми или жуткими местами и обитателями. За ним интересно наблюдать со стороны, а если отважишься нырнуть поглубже — наткнёшься либо на ужасы спящего на дне Рльеха, либо найдёшь многие сокровища среди останков затонувших кораблей. В принципе, это справедливо вообще для любого более-менее масштабного сообщества или организованной общими точками соприкосновения группы людей.

Но не стоит забывать, что у морей и океанов непредсказуемый характер. Утром их воды могут быть спокойны и безмятежны, а к вечеру поднимается буря как на картине Айвазовского "Девятый вал". Ещё есть приливы и отливы. А ещё некоторые водоёмы со временем имеют свойство пересыхать.

Всё скоротечно и всё меняется. Сообщество в том числе. Веду к тому, что последние года три меня не отпускает это тщедушное и гадостное чувство, что всё в нём не то чтобы плохо, но как-то не очень уж и хорошо. Море пересыхает. Кто-то из его обитателей исчез, кто-то ушёл на мелководье, кого-то выбросило на берег, либо они сами отрастили ноги и ушли на сушу за лучшей жизнью. И всё какое-то не такое. Дошло до того, что потихоньку, помаленьку сэмовское сообщество начало меня раздражать и гневить. А гнев, он же злость — это пиздец. Это паскудное чувство, мерзость, от которой в нормальной жизни и при нормальных обстоятельствах нужно держаться как можно подальше, чтобы не сорваться и не наделать чего-то непоправимого. Поэтому недавно я начал фильтровать в себе это чувство, пытаясь проанализировать ситуацию, в первую очередь — проанализировать своё отношение к предмету гнева. Своеобразный отход от стадии отрицания к стадии принятия. И в результате этого я, кажется, понял, что... сбился.

Вспомнил, как в 12-м году я и забавная маленькая группа товарищей-"заговорщиков", которые в те годы были активными завсегдатаями и костяком с-сайта, обсуждали неприятные вещи и странности, происходящие с этим порталом. Ругались по поводу пассивной администрации, которая якобы ничего не развивает, а только забивает на всё болт. Ругались на отсутствие адекватной активности и годного контента. Ругались на вездесущую, прости господи, школоту — грозное по тем временам оскорбление, в то время как сейчас оскорбителен лишь сам факт существования такого слова. Это воспоминание является для меня одним их так называемых guilty pleasures — вроде несусветная гадость, но вспоминать и пережёвывать как-то по-извращённому приятно. Однако сейчас я примеряю эти и многие другие старые претензии ко всему текущему комьюнити и понимаю, что ничего по сути не изменилось. Просто поменялась сама перспектива взгляда на эти проблемы.

В связи с этим перебираю в памяти откровения некоторых своих знакомых о сообществе за последние пару лет. В том числе и свои собственные измышления. И мне становится забавно от того, что мы переживали эти же самые опасения и сожаления ещё 7 лет назад, когда некоторых ребят в сообществе ещё толком-то и не было. А ещё смешнее становится от того, что эти мысли — они реальны, но бороться с ними тщетно, если не переборол для начала самого себя.

За десяток лет в сообществе Serious Sam мне удалось побывать на некоторых управляюще-координирующих местах. Был несколько месяцев модератором на с-сайте, пытался запустить несколько собственных фан-сайтов по Сэму, пару лет администрировал большую фан-группу в ВК и до сих пор, уже семь лет, владею фанатским пабликом с более чем 2 тысячами подписчиков. Всего уже не упомнить. Но по своему опыту я точно знаю, что в большинстве случаев мне никогда надолго не хватало первоначального активистского запала что-то менять, реформировать или как-то улучшать. Рано или поздно, в конце концов ко мне всегда приходил здравый похуизм и желание ничего не трогать, а оставить как есть, не ломать, где-то даже вернуться к корням. В итоге древние наивные придирки к неактивной администрации теперь кажутся высосанными из пальца. Отношение поменялось и к проблеме активности — вновь в голову лезет сравнение с морем, его приливами и отливами, и всё сразу становится на свои места: в сообществе так было всегда. Всегда наступали моменты резкого подъёма (как правило, на почве ярких анонсов, главным образом исходящих со стороны разработчиков) и моменты внезапного и затяжного спада. Режим радиомолчания, как это явление называю я. И в этом нет ничего крамольного, во всяком случае пока в жизни сообщества и его населения существует некая инерция, сохранение энергии после живительного толчка в виде больших новостей или потрясений. Выкидывать бутылки с боржоми и посыпать голову пеплом стоит лишь тогда, когда окончательно умирает то, что держит всё на плаву — предмет интереса и субъект интереса к предмету, т.е. сами фанаты.

И отсюда я перехожу к той основной точке преткновения, тому перевалу, за которым открывается другое мнение о предмете всего этого разговора. Люди, основная движущая сила и сущность сообщества. Ранее "школота" возводилась в ранг проблемы — считалось, что это не очень-то умная, в какой-то степени бесконтрольная группа зелёных новичков, которые "припёрлись" в чужой монастырь, не чтя устава и атмосферы — говоря грубо и утрированно, разумеется. Эти люди никуда не делись, хотя я бы ни в коем случае не стал называть их этим шаблоном на букву "Ш". Старые люди уходят насовсем или просто в тень, на их место приходят новые, молодые-шутливые. Так тоже было всегда, это закономерная и логичная цепочка развития событий, сменяемость поколений. И не всегда это нравится тем из нас, кто уже прошёл этой тернистой дорожкой. Здесь проблема переходит в разряд исключительно частной, субъективной степени восприятия, и в некотором роде расширяется до границ не только банального прилива свежей крови, но до изменения (а также, напротив, нежелания меняться) тех, кто уже влился в сообщество. И это та точка преткновения, которая, оказывается, вызывает у меня тот самый гнев по отношению к комьюнити. Разница мышлений.

Я понял, что моё отношение к сообществу Сэма меняется на негативно-презрительное по причине непонимания оного. Я постоянно наблюдаю рост новых участников, которые то тут, то там выскакивают в инфопространстве, словно грибы после дождя, при этом также открываю для себя и плавные, почти незаметные на общем фоне метаморфозы среди тех, кого привык видеть уже довольно давно. И понимаю, что почему-то ничего не понимаю. Мы словно из разных сословий и групп менталитетов. Наша общая увлечённость одной игровой вселенной быстро впивается друг в друга иголками на пересечении личностных, возрастных и сугубо эгоистических интересов. Мне всё чаще начинает казаться, что я нахожусь в сообществе незнакомых мне людей; я не знаю, о чём они думают, к чему стремятся, чем живут, чего хотят конкретно в этом социальном круге, основанном на единственном общем объекте интереса. Я даже порой не понимаю, о чём они говорят. И это по сути своей нормально. Я верю в то, что каждый человек является личностью, индивидуумом, который отличается от остальных, хоть и способен иметь схожие взгляды на определённые темы. Я также понимаю и различие возрастных поколений. И да, не все люди в этом сообществе безгрешны. Много лицемерия и вранья, хотя с другой стороны скажите мне, честно положа руку на сердце — а кто этим не страдает. Так что и это тоже нормально. Но всё-таки это не даёт мне покоя. Я будто перестал чувствовать себя как дома в месте, где нахожусь вот уже десять лет. Прямо как в той песне Стинга про англичанина в Нью-Йорке.

Подобная картина, к слову, не типична лишь для фан-сообщества, она просматривается и в самой Croteam. Новые люди появились и там: свежие кадры и молодые таланты, кажущиеся какими-то подозрительными, незнакомыми и мутными типами, которые работают там ранее неслыханными для студии пиарщиками и менеджерами по работе с сообществом. Но подозрительными они кажутся не от того (точнее, не только от того), что они такие странные невежи, не внушающие доверия, а от того, что мы, ветераны сообщества, как бы громко и напыщенно это ни звучало — уж простите за такое бахвальское звание, — привыкли видеть и общаться исключительно с ветеранами студии. И их, старичков Croteam, нельзя винить в том, что они ушли на задний план, выдвинув вместо себя на переднее место каких-то новых сотрудников. Просто такова жизнь. Каждый сверчок знай свой шесток. Они нашли в себе силы сделать это. Тут-то над головой и загорается лампочка.

После всех этих сумбурных измышлений ко мне приходит явственная и единственная осознанная пока общая картина событий. Сообщество изменилось, но не оно виновато в том, что я всё больше ощущаю себя в нём чужим. Просто с ним не меняюсь я сам. Да и, признаться, не очень-то этого хочу. Просто нам вдруг стало не по пути. И осмыслив это, наклёвывается одна разумная мысль — надо разойтись по-хорошему. Может, пусть каждый пойдёт своей дорожкой?

Конечно, не хочется, как уже пару раз до этого, в очередной раз громко хлопать дверью, заявляя о своём оффициальном(тм) уходе, хотя по пафосному характеру данной записи складывается полное и вполне закономерное ощущение, что именно этим я и занимаюсь. И всё-таки до такого маразма доводить не хочется. Но я не могу отрицать сам факт: это чувство медленно и стабильно нарастает во мне с 2016-2017 года, когда закрылась Серьёзная Зона (а позднее с её сервера в Дискорде, пока я был в армии, как оказалось ушёл её основатель) — всё плавно подходит к логическому завершению пути. И это даже, вероятно, пойдёт автору строк на пользу. Надо лишь сорвать старое притяжение, как пиявку с тела. Правда, если раньше, пользуясь языком очередной аллегории, я ощущал сообщество этой самой пиявкой, присосавшейся к моей шее во время блуждания по болотам, то теперь до меня доходит, что не сообщество эта самая пиявка, а я — пиявка на теле сообщества. И пора искать что-то новое.

У меня были и в какой-то степени до сих пор есть проблемы с алкогольной зависимостью. Это было моим бичом до армии — в войсках, к счастью, удавалось быть трезвым по причине отсутствия предмета искушения — и вновь обострилось после дембеля. Все вокруг постоянно твердили мне: хватит бухать, ты заебал. Внутренний голос тоже периодически повторял ту же самую мантру слово в слово, как правило в те моменты, которые на языке профессиональных дзен-буддистов и алкоголиков называются "просветлением" или "озарением". Но лучше всего такие убеждения срабатывали в периоды, следующие за очередной бурной попойкой, лучше - серией пьянок. Это моменты, когда ты конкретно устаёшь пить, тебе плохо целыми сутками, полдня ты проводишь в позе Г над дыркой в туалете, издавая утробные звуки зомбировавшей годзиллы, а простое на первый взгляд похмелье сменяется полноценной бушующей интоксикацией, когда спирт просто не выходит из организма, и ты как будто продолжаешь пьянеть, не выпивая при этом ни одной новой стопки, однако не кайфуешь, а травишься изнутри. Именно в такие моменты приходит жалость и ненависть к себе за собственную тупость, и ты твердишь себе, веря в эти слова на 150% — "всё, хватит, бросаю пить!". И это срабатывает: минимум на неделю, в лучшем случае - на месяц. Если за вышеперечисленным следуют более серьёзные последствия в виде проблем со здоровьем, как, например, сейчас у меня — тогда воздержание принимает форму вынужденной меры для сохранения собственной шкуры на более долгий срок.

Казалось бы, к чему это было сказано? А всё просто. Данный эпизод — это один из практических методов "оторваться от тела", к которому ты уже привык, то бишь от сообщества и от объекта увлечения. Частично оно уже и наблюдается — я чувствую омерзение, гнев, жалость и натурально кручу мантры о том, что пора бы и честь знать. Но как опять же таки показывает данная практика, в долгосрочной перспективе, до наступления критических последствий с угрозой для здоровья или, в лучшем случае из худших, условий жизни, такой метод не очень-то и эффективен.

И тут приходит на ум другая методика, также неоднократно проверенная в жизненных условиях: переход из одной зоны комфорта в другую. Как говорится, человек такая скотина, что ко всему привыкает. Я прекрасно помню, как ближе к концу службы хотел остаться в армии на контракт, просто потому, что уже притёрся к этому месту, офицерам, контрабасам, и мне казалось, что дом может и подождать. К счастью, через неделю-другую после дембеля дурь вылетела из головы и дом вернулся к статусу зоны комфорта. Но это всё равно наглядно показывает, что достаточно найти продукт замещения. И далеко ходить не надо — вот она, жизнь, под боком. Даже несмотря на то, что в последнее время я уделяю сообществу не слишком много свободного времени, я всё равно чувствую, что мог бы с пользой потратить это время на что-то другое: поработать на земле, к примеру, поискать дополнительную подработку хотя бы на том же истоптанном поприще фриланс-переводов, банально написать рассказ или книгу или просто поговорить с людьми о чём-то, что так или иначе не затрагивает тематику Сэма и его сообщества. И для этого не обязательно резко всё бросать — ведь привыкание приходит не сразу, а постепенно. Можно откусывать проводки и по одному. Главное, на мой взгляд — закрыть долги, избавиться от того, что больше всего держит тебя с этой средой.

Конечно, я бы не сказал, что сделал для сообщества много чего-то важного. Где-то кому-то что-то посоветовал, где-то поадминил, где-то подсобил по мелочам, что-то пописал, попереводил, потестировал, даже немного порисовал. Хотелось, правда, всегда чего-то большего, но я рад тому, что с годами становился всё большим реалистом и учился сдерживать амбиции, чтобы не переоценивать себя почём зря и грамотно рассчитывать возможности. Например, мечтал когда-то написать книгу по Сэму - сейчас рад и тому, что написал десяток фанфиков, парой из которых даже доволен. Мечтал создать хороший классический мод — сейчас польщён тем, что мой ник упоминается в паре карт в качестве благодарности. Мечтал устроиться работать в Croteam ни много, ни мало сценаристом — сейчас горжусь тем, что хотя бы просто сдружился с некоторыми ребятами из студии, получил от них приглашение в клуб бета-тестеров и перевёл для них пару проектов на русский язык, за что вписан в титры. Несомненно, у меня ещё есть несколько важных вещей, которые я мечтаю/хотел бы сделать для сообщества прежде, чем покинуть его берега. Дописать пару фиков, доделать кое-какие арты, дорисовать текстур-пак, сделать карту, запустить сайт-архив классических сэмоделок... Но мне было бы гораздо легче и продуктивнее работать над этими вещами, если бы я постепенно выбросил из головы и повседневной жизнедеятельности некоторые мелочные вещи, мысли и даже оценочные суждения. Избавиться от недопонимания по отношению к людям, от злости и негативных эмоций, свести на "нет" все соединяющие мосты, которые приводят к таким нелицеприятным результатам и прийти в мир и гармонию с самим собой, чтобы очиститься и стать лучше — вот найденный ключ к благоприятной развязке той противоречивой ситуации, в которой я себя обнаружил.

Я знаю, что кому-то всё вышесказанное может показаться либо высосанной из пальца проблемой, либо чересчур болезненным, не совсем ординарным переживанием, и, признаюсь, оба этих заявления по своему верны. Всё явно не настолько обострено, как может показаться исходя из текста. Однако если кто-нибудь, кто обитает в этом же сообществе или был с ним связан и знаком с подобными мыслями, заметил/заметит, что я всё больше выбываю из колеи или реже появляюсь на площадках по смежным интересам, теперь вы поймёте, в чём вся соль.

Лично я считаю, что это верный путь.

0 коммент.:

Отправить комментарий